В другой тяжбе в суде защищают торговый знак ЖК «Воронцов» в Мурино, а Fort Group пришла к соглашению заплатить отступные за название ТРК «Пять озер».

В ситуации кризиса, когда с деньгами становится трудно, предприниматели стремятся более щепетильно относиться к методам ведения бизнеса , подозревать конкурентов в заимствовании образов, идей и маркетинговых приемов.

 

Деньги из воздуха

Забавные с виду разногласия бизнесменов порой приводят к многомиллионным искам.

Например, недавно производитель водки «Пять озер», владеющий правами на этот торговый знак, заставил компанию Fort Group раскошелиться за использование этого бренда в названии комплекса на Долгоозерной улице. Компания провела даже серию социологических опросов, показавших: большинство ассоциирует словосочетание «пять озер» именно с водкой и считает, что даже объекты недвижимости с этим названием имеют отношение к водочному холдингу. Арбитражное дело в итоге закончилось  мировым соглашением. Омский производитель спиртных напитков разрешил петербургскому девелоперу использовать его «водочную» лицензию в отношении ТРК «Пять озер» за 250 000 рублей в квартал. Fort Group, правда, не будет платить «живые» деньги. Водочному холдингу в зачет этой суммы выделят рекламные площади в торговых центрах.

 

Знаки как бизнес

Недавно получил известность другой конфликт. Роспатент отозвал у петербургских компаний «Главстрой СПб» (на фото) и «Панорама окна» защиту товарных знаков, в которых используется слово «Панорама». «Главстрой» уже давно строит жилой комплекс «Панорама 360» на углу улицы Шкапина и Обводного канала (на фото), и раньше проблем с этим брендом не было. Претензию в Роспатент оформила башкирская фирма «Бизнесинвестгрупп». В ведомстве заключили, что эта компания раньше других зарегистрировала товарный знак «Панорама» (применительно ко многим отраслям рынка), другие пользователи теперь должны договариваться с ней об использовании знака. Стоит отметить, что для башкирской компании регистрация товарных символов была основным бизнесом. Теперь «Главстрой Спб» намерен отстаивать свои права в суде. Завод «Панорама», который тоже пострадал от действий «Бизнесинвестгрупп», уже направил ряд исков в суд по интеллектуальным правам. В январе застройщик добился локального успеха. Суд констатировал, что товарный знак, зарегистрированный за «Бизнесинвестгрупп», не должен относиться к отдельным видам товаров (в частности, к окнам), так как башкирская компания не производит такой продукции. Впрочем, точка в конфликте еще не поставлена, судебная тяжба продолжается.

 

Защита имени

В течение последнего месяца в арбитраже закончилось еще несколько любопытных дел, связанных с авторским правом. Например, структуры компании «Мегалит» Александра Бреги отстояли свои права на единоличное пользование торговой маркой «Магазин квартир». Агентство недвижимости с аналогичным названием было создано еще в начале «нулевых». Авторские права на этот бренд было закреплено за ЗАО «Магазин квартир-3», подконтрольное структурам «Мегалита». В 2009 году  эта фирма решила объединить свой риелторский бизнес с агентством недвижимости (АН), входившим в состав компании «Балтком Инвест» (руководитель Андрей Лагута). В 2010 году появилось новое ООО «Магазин квартир», руководителем которого стал Андрей Лагута. Однако в начале прошлого года партнеры решили разойтись и разделить агентский бизнес. По некоторым данным, Александр Брега вернулся к управлению АН «Магазин квартир». Без конфликта партнеров, вероятно, не обошлось. Структура «Мегалита» подала иск к ООО «Магазин квартир» Андрея Лагуты, стремясь запретить использовать привлекательное наименование на рынке недвижимости. Недавно первая инстанция удовлетворила иск. Александр Брега заявил, что не будет комментировать конфликт, пока решение не вступит в силу: «Могу только сказать, что продолжаем развивать наш агентский бизнес, но уже без партнера». Кстати, фирма «Балтком Инвест» уже создала новое агентство, на сайте которого указано, что раньше его сотрудники работали в составе АН «Магазин квартир», но теперь не имеют к этому агентству недвижимости никакого отношения.

 

Тяжба по контексту

Еще одна ссора из-за бренда возникла между застройщиками, работающими в Мурино. В прошлом году инвестор жилого комплекса «Воронцов» (компания «СпецКапСтрой СПб») выдвинула иск к риэлторам , продвигающим ЖК «Сила природы». Претензии возникли из-за контекстной рекламы в Интернете (в «Яндекс-директ»). Если в «Яндексе» набрать в поисковой строке ЖК «Воронцов», то возникала ссылка с вопросом «Ищете квартиру в ЖК «Воронцов»?». При переходе пользователь попадал на страницу с продолжением. «Ищете квартиру в ЖК «Воронцов»? Посмотрите ЖК «Сила природы» в Девяткино от застройщика...». В компании «СпецКапСтрой СПб» стремились доказать, что любая ссылка на их комплекс в рекламе фирмы-конкурента противоправна, фирма требовала устранить нарушение. Недавно арбитраж подтвердил, что такую рекламу нельзя признать надлежащей, но в иске было отказано, так как договоры о размещении контекстной рекламы истекли еще в начале 2015 года.

 

Хорошо живи

В прошлом году в прессе активно обсуждали конфликт, возникший из-за названий строительных проектов. Менеджеры компании «Ленстройтрест» возмутились названием ЖК «Живи! В Рыбацком» от «СПб Реновация». Претензия состояла в том,что якобы именно сотрудники «Ленстройтреста» первыми сочинили девиз «Живи!», который собирались тиражировать в остальных проектах (в том числе, «Живи! в Янила Кантри» или «Живи! в Юттери»). Однако стороны в итоге решили не доводить спор до суда.

Скорее всего, в кризисное время число споров вокруг авторских прав и разных приемов продвижения товаров будет расти. Когда у застройщиков  началась настоящая охота на покупателей жилья, о принципах «честной игры» вспоминают редко, а претензии к конкурентам растут. Вспомним, что в «сытые» времена никого не смущали «названия-дубли». Тогда в городе появлялись одноименные ЖК «Александрия», «Звездный», «Аврора», были и другие совпадения.