Впрочем, девелоперы и профессионалы рынка недвижимости с общей тенденцией в основном согласны, но серьезных проблем в таком расслоении в ближайшие годы не видят: в городе еще остались неосвоенные строительством депрессивные земли. Пока же констатируем: по данным 10 месяцев 2015 года по объемам возведенного жилья показатели Ленинградской области вплотную приблизились к аналогичным данным по Петербургу (2,03 и 2,19 млн кв.м соответственно).  

Ольга Трошеваруководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»:

 Сейчас Петербурга представлено немало проектов комплексного освоения территории, где представлены дома эконом-класса. Жилье во многих таких проектах продается давно. Отметим такие комплексы, как «Северная долина» и «Юнтолово», «Новая Охта». У девелоперов есть множество зон, в которых уже строятся или будут возведены комплексы именно эконом-класса. Например, «Цветной город» от «ЛСР Недвижимость-СЗ» или проект-миллионник компании «Лидер Групп» в Шушарах. Поэтому, дефицита недорогого жилья в границах города в ближайшие 10-15 лет не предвидится. Значительные территории еще есть и на юге города, недалеко от «Экспофорума». Там будет, скорее всего, идти строительство жилья эконом- и комфорт-класса.  

Екатерина Запорожченкодиректор по продажам УК Docklands:

 Для недорогих жилых проектов в Петербурге есть участки на севере города, в Каменке, Юнтолово. Но Ленинградская область рано или поздно станет в этом вопросе монополистом. Так происходит, например, в Москве, где все жилье эконом-класса выводится за границы МКАД. Пока земли в пределах петербургской кольцевой автодороги (КАД) еще достаточно, и в ряде районов можно приобрести недорогую недвижимость. В перспективе надо развивать транспортную инфраструктуру, продлевать линии метро за границы КАД.

То, что происходит в строительстве жилья, вполне объяснимо. Чем меньше бюджет покупки, тем дальше от центра города клиент будет покупать квартиру. В центре Петербурга земля стоит дорого, девелоперам экономически невыгодно строить там жилье по умеренной стоимости.  

Юрий Добровольскийзаместитель руководителя СПб филиала «Московской государственной экспертизы»:

 В границах Петербурга осталось немало неосвоенных, депрессивных территорий. К примеру, в районе Орловского лесопарка, между рекой Охтой и КАД, в Полюстрово, Каменке. Так что участков в городе хватит еще лет на десять, а может, и на больший срок.

Из-за постоянных перемен в городских законах Ленинградская область превращается в более привлекательную зону для строительства. Количество строящихся здесь домов уже вполне сравнимо с городскими объемами. Но пока в Петербурге есть свободные пятна, Ленобласть вряд ли превратится в монополиста в сегменте недорогого жилья. Со стороны городской администрации было бы правильно приложить серьезные усилия к тому, чтобы сделать освоение  территорий более привлекательным и выгодным для застройщиков.  

Константин Ковалевпервый заместитель генерального директора ГК «Пионер», направление «Санкт-Петербург»:

 В обжитых районах города почти не осталось свободных наделов. Переустройство и развитие уже освоенных территорий - это основной путь развития. Немало таких проектов реализовано, еще больший объем работ предстоит сделать.

Участки за границами города стоят дешевле, так как там или нет обременений или они значительно меньше. Поэтому и цены на жилье невысокие. Подобный вариант экстенсивного развития, вероятно, имеет право на жизнь. Хотя, например, с позиции давления на транспортную инфраструктуру - это не самое правильное решение. Маятниковая миграция уже стала бичом крупных городов.

Мы считаем, что следует предоставлять людям лучший продукт, лучший сервис. Поэтому стремимся находить уникальные участки в черте города. Наделы в Ленинградской области не рассматриваем в принципе.  

Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»:

 В городе достаточно много неосвоенных земель. Обычно это не имеющие близко станций метро зоны спальных районов: окраины Купчино, Красносельский и Невский районы. Но априори недорогое жилье в городе не может иметь одинаковую цену с аналогичным жильем в области. В «закадье» квартиры на 25% дешевле из-за уменьшения инвестиционной нагрузки. Чтобы проекты недорогого жилья в Петербурге воплощались, изменения, которые сейчас идут (ограничение высотности, уменьшение плотности застройки) обязательно надо сопровождать снижением инвестиционного давления на застройщика.

Действительно, разгул высотного строительства не должен укрепиться в городе. Массовое высотное строительство приводит к негативным последствиям, поэтому городские власти делают в этом смысле правильные шаги.  

Петр Бусловруководитель аналитического центра «Главстрой-СПб»:

 В границах Кольцевой автодороги земли для жилья эконом-класса почти не осталось. Если примут правила землепользования и застройки, ограничивающие высоту и плотность строительства, недорогие проекты могут покинуть рынок, станут экономически невыгодными. Скорее всего, именно Ленинградская область достигнет монополии в этом сегменте. В Москве и Московской области уже сейчас отмечается такая тенденция. В Петербурге также уменьшится количество новых жилых проектов, что приведет к дефициту предложения и снижению собираемых налогов. Те, кто не сможет купить более дорогое жилье (а это около 70% покупателей и, как правило, молодые семьи), станут переезжать в область. Для Петербурга в этом нет ничего хорошего. Возможно, снижение числа новых проектов и повышение их класса улучшит комфортность проживания людей. Однако, останется вопрос: смогут ли граждане позволить себе такие квартиры по тем ценам, по которым они будут продаваться?  

Арсений Васильевгенеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»:

 Жилье эконом-класса сегодня активно продается в Ленинградской области. Причем по качеству эти жилые комплексы мало отличаются от новостроек, возведенных на городских землях. Разница, скорее, в дефиците инфраструктуры (над этим область вполне успешно работает) и особенностях менталитета покупателей. Большинство из них проживает в мегаполисе, здесь же работает и учится. С учетом ориентации многих на доступное жилье, а также градостроительной политики Смольного смещение застройки в область - более чем реально.

Объявленный мораторий на перевод земель в Ленобласти не сможет заметно повлиять на девелоперов: сегодня площадь уже переведенных под жилую застройку территорий вполне достаточна для развития рынка.  

Беслан Берсировзаместитель генерального директора ЗАО «Строительный трест»:

 Земля – ограниченный ресурс, и в Петербурге практически не осталось пятен под точечную жилую застройку. На торгах в основном появляются земли бывших предприятий либо объекты, на территории которых есть здания-памятники. Учитывая стоимость этой земли и вложения в освоение территорий, строить объекты эконом-класса здесь нерентабельно.

Участки в Ленобласти на границе с городом, в непосредственной близости от КАД сегодня привлекательны для строительства. Здесь стали строить дома не только эконом-класса, но и жилье категории «комфорт», а также коттеджные поселки бизнес- и премиум-класса.

Учитывая высокие цены в центре и развитых районах города (Выборгском, Московском, Фрунзенском, Приморском) и ограниченное предложение, купить жилье здесь могут не все. В Ленобласти квартиры эконом-класса за 1-1,5 млн рублей в основном покупают люди, имеющие доход ниже среднего, либо приобретающие первое жилье, либо с целью инвестиций. Здесь предлагают много студий, что серьезно влияет на формирование качества жизни.  

Виталий Виноградовдиректор по маркетингу и продажам группы компаний «Лидер Групп» в Санкт-Петербурге:

 Участки, которые отвечали бы всем параметрам, необходимым для жилья эконом-класса, в Петербурге в большом дефиците. Все они известны девелоперам и уже застраиваются. Такие пятна есть в Красносельском районе, в Пушкинском (Шушары), за Колпино, в районе станции метро «Парнас», в Каменке. Резервом могли бы стать земли, занятые бывшими промышленными предприятиями. Такие наделы есть в Выборгском, Калининском, Фрунзенском, Красногвардейском районах (Ржевка-Пороховые). Однако работы по их рекультивации и инженерной подготовке сильно повышают себестоимость строительства жилья  и делают цену на него выше, чем в эконом-классе. Есть и менее качественное предложение - «на выселках», в неудобных локациях далеко от метро, либо «в чистом поле» без необходимых коммуникаций. Такие территории не привлекают девелоперов.

Тренд вытеснения проектов эконом-класса далеко за Кольцевую автодорогу будет расти. Но и эта зона не резиновая - плотность застройки достаточно велика. И для развития требуется новая социальная и транспортная инфраструктура. Сегодня число проектов, реализуемых в Ленинградской области в приграничных с КАД районах, способно обеспечить ввод жилья на 7-10 лет вперед. За это время застройщики и власти региона должны подтянуть сюда необходимую инфраструктуру.